К удивлению биологов, голуби оказались способны воспринять понятие о
числе элементов и расставить множества в порядке возрастания.
Долгое время считалось, что способностью к счету, так же, как к языку,
владеет только человек. Потом ученые экспериментально доказали, что оценивать и сравнивать количества элементов могут шимпанзе. Затем оказалось, что к этому способны врановые птицы. Умение оперировать с множествами элементов продемонстрировали и макаки резусы. Так что биологи все больше укрепляются в мысли, что человеческое «математическое мышление» развилось из гораздо более примитивной базовой способности оценивать количество. А она, эта базовая способность, есть у многих видов млекопитающих и птиц, потому что очень полезна для выживания в природе.
Дэймиан Скарф (Damian Scarf) и его коллеги из Университета Отаго (University of Otago) в новой Зеландии решили проверить, не смогут ли голуби справиться с количественной задачей. В иерархии интеллектуальных (специалисты говорят, когнитивных) способностей птиц голуби занимают невысокое положение. Ученые предложили им точно такую же задачу, которую в опытах других исследователей решали макаки-резусы. И, как ни странно, голуби с этой задачей справились.
Расставь по порядку
На этапе обучения птицам демонстрировали на мониторе три картинки, на
которых были изображены один, два или три рисунка. Рисунки самые разные – от геометрических фигур до предметов разной формы и размера, важно было их количество. Задача голубей заключалась в том, чтобы научиться выстраивать картинки в порядке возрастания числа элементов – то есть, от одного до трех. Порядок они определяли клевком монитора. Для тренировки птицам давали 35 различных сочетаний изображений, пока они не усвоили закономерность – «выбирай от меньшего к большему».
Затем последовал тест. Так же, как и макакам-резусам, голубям предложили
новые рисунки, с количеством элементов от 4 до 9. Рисунки демонстрировали им парами – причем рисунки в паре были знакомыми, незнакомыми или же - один знакомый, другой незнакомый. Но число элементов на них различалось. Правильное решение теста – клюнуть сначала меньшее множество, затем - большее.